Дорогие майчармельки, я благодарю вас за интерес к моим психологическим разборам любимых сказок, и продолжаю…
Сказку про Красную шапочку в самом популярном варианте русские дети знают наизусть. Но вряд ли многие задумываются, какие послания она несет, и как программирует детей. Давайте разберемся в этих скрытых посланиях и программных кодах. Обещаю избежать банальных и общепринятых разборов, и, возможно, удивлю вас своей интерпретацией.
Содержание
Начнем с мамы Красной Шапочки
Я задумалась, что с ней не так? Как любящая мать может послать свою дочь одну к бабушке, когда дорога лежит через лес, полный неожиданностей и опасных персонажей. И вдруг до меня дошло!
Мать в этой сказке олицетворяет любящую Душу, которая готовит девочку к переходу во взрослую жизнь. Рано или поздно в жизни каждой девочки наступает момент, когда пора выбираться из родительского уютного гнездышка во взрослую самостоятельную жизнь. И самое главное, помним, что сказки — это разновидность мифов, а значит, их нужно разбирать через символы, метафоры и ассоциации.
Возраст Красной Шапочки
Красная Шапочка не может быть маленькой девочкой, ни одна мать не пошлет пяти-семилетнего ребенка через лес с хищниками в другую деревню, даже если там самая разлюбимая бабушка. Это подсказало мне, что Красная Шапочка — уже как минимум подросток. Во времена Шарля Перро девочки становились невестами в свои 12-13-14-15 лет. И возраст Красной Шапочки я оцениваю в этом диапазоне.
Почему именно Красная Шапочка, а не Синяя, не Желтая, и т. д.
Сшила как-то раз бабушка любимой внучке шапочку красного цвета и так сильно она девочке понравилась, что и снимать не хотелось. Всюду ходила она в своей шапочке, потому и стали называть её Красной Шапочкой.
Красная шапочка здесь — это метафора менструаций, которые пришли к девочке, и она уже с ними, естественно, не расстается. Девочка созрела. В Древней Руси, кстати, девками на выданье становились в 12-13 лет. Но вернемся к нашей героине.
Раз испекла мама пирожки и говорит своей дочке:
— Сходи-ка ты навести бабушку, ей нездоровится. Да отнеси ей пирожки и горшочек масла. Смотри только в лесу не останавливайся и ни с кем не разговаривай.
Душа чувствует опасности на нашем пути и предупреждает нас о них, но мы часто игнорируем эти предупреждения, особенно когда нет опыта и нет мудрости.
А пирожки и горшочек масла символически означают, что половая система девочки готова к первому сексуальному опыту (Волк), с которым к девушкам приходит взрослость и жизненная мудрость (Бабушка). Недаром женские половые органы во многих странах сравнивают с пирожками, ну а про масло, думаю, не стоит объяснять.
Идёт она по лесной тропинке и тут навстречу ей волк. Волк хотел было её съесть, да побоялся, потому что поблизости был слышен стук дровосеков. Вот он и спрашивает:
— Куда ты идёшь, Красная Шапочка?
Бедная девочка забыла, что опасно в лесу останавливаться и разговаривать с волками, и отвечает ему:
— Иду к бабушке; несу ей пирожки да горшочек масла.
О Бабушке
Бабушка олицетворяет собой Мудрость. Это конечный пункт жизненного путешествия во время приобретения какого-либо опыта у любого человека. Пирожки, кстати, кроме упомянутого символического смысла, для меня еще символ правильных и добрых поступков, с которыми девочка легко и беззаботно идет идет по жизни навстречу своей Мудрости.
Кто такой Волк?
Тогда кто же такой Волк? Фигуру Волка можно рассмотреть с разных точек зрения. Это может быть символ Страхов, которые Красная Шапочка встречает на своем пути. Но я решила посмотреть на Волка как на символ Первого Сексуального Опыта в жизни каждой девочки.
Недаром в этой сказке ничего нет про фигуру отца, о нем сказка умалчивает, хотя в те времена одиноких женщин с детьми редко можно было встретить. Но это сказка символична. И отец здесь никаким боком не нужен. Потому что эта история про психологически здоровые отношения.
Вернемся к началу сказки:
Жила-была в одной деревне девочка красоты невиданной: мать любила её без памяти, а бабушка и того больше.
Речь идет именно о любимой девочке-девушке-Женщине как Главной Героини сказки. Об ее переходе в другое качество через глубокий трансформационный опыт, которым здесь скорее всего является первый любовный сексуальный опыт в лице хищника Волка.
Почему хищник! Почему Волк?
Лишение девственности (недаром имя девочки Красная Шапочка, а не Зеленая, не Желтая, не Серо-Буро-Малиновая, не Синяя, а Красная — цвета крови) — это покушение на плоть, это всегда немного насилие, даже когда по любви. Волк — хоть и хищник, но в целом животное в большинстве сказок привлекательное из-за мудрости и приверженности этого хищника стае и семье.
Итак, Волк готов был снасильничать, да не решился, а устроил с Красной Шапочкой игру:
— Знаешь, — говорит ей волк: — пойду-ка и я навещу твою бабушку. — Я пойду этой дорогой, а ты ступай по той: посмотрим, кто из нас быстрее дойдёт.
И волк бросился изо всех сил бежать по самой короткой дороге, а девочка побрела неспеша по самой длинной. По пути она собирала букеты и напевала песенки
Этот эпизод сказки раскрывает для меня тайну успешности первого сексуального опыта: ПРЕВРАТИТЬ В ИГРУ, НЕ СПЕШИТЬ, МОРАЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ. У девочки все происходит легко, и вообще она — воплощение красоты и любви, о чем нам сообщают в самом начале сказки. И это касается ЛЮБОЙ ДЕВОЧКИ, если что. В норме каждая девочка должна ощущать себя безусловно любимой и красивой.
Дальше вы помните, как Волк обманул Бабушку, прикинувшись Красной Шапочкой, а когда та открыла дверь — заскочил и проглотил ее целиком.
Теперь понятно про постель
Это еще один признак того, что в этой сказке нет кровавого трэша и жестокости. Символически нам описывают как Мудрость попадает, проникает, становится частью Первого Любовного Сексуального Опыта. Бабушка оказывается внутри Волка. А он забирается куда? В ПОСТЕЛЬ!
Девочки, я в детстве и позже никак не могла понять: какого лешего волк идет таким сложным путем. Красную Шапочку он мог бы сожрать в лесу, и никакие дровосеки ему не могли помешать. Бабушку сожрал, и в постель ему не надо было ложиться, чтобы сожрать девочку. Нет же — сказочник устроил Марлезонский балет и Перформанс с переодеванием.
Инсайт за инсайтом открывали мне глаза на глубинные смыслы сказки!
Потом он запер дверь, улегся в бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку, которая через некоторое время добрела до бабушкиного домика и постучалась:
— Тук, тук.
— Кто там?
Услышав грубый голос, Красная Шапочка сперва было испугалась, но подумав, что видимо у бабушки голос осип из-за болезни, отвечала:
— Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, принесла вам пирожки да горшочек масла.
Волк крикнул как-только мог тонким голосом:
— Дёрни за верёвочку, дверь сама и откроется.
Красная Шапочка дёрнула за верёвочку, дверь открылась. Когда девочка вошла, волк закутался хорошенько в одеяло, чтоб она его не узнала, и говорит:
— Положи куда-нибудь пирожок да горшочек масла, и иди приляг со мною, отдохни с дороги.
Это описание любовной прелюдии во время первой сексуальной близости. Никакого насилия. Все по обоюдному желанию. А дальше открываются просто глубины психологии:
Красная Шапочка прилегла рядом и спрашивает:
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие руки?
— Это, внучка, чтобы покрепче тебя обнимать.
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие уши?
— Это, внучка, чтобы получше тебя слышать.
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?
— Это, внучка, чтобы получше тебя видеть.
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?
— А это, чтобы тебя съесть!
В этом эпизоде описывается репрезентативная система восприятия человека:
Кинестетическая (покрепче тебя обнимать)
Аудиальная (получше тебя слышать)
Визуальная (получше тебя видеть)
Сексуальная (тебя «съесть»).
То есть для того, чтобы первый любовный сексуальный контакт произошел самым приятным, безболезненным и экологичным способом, Красная Шапочка, в некоторой степени уже подготовленная Мамой (Душа), отдается новому трансформационному опыту превращения из Девочки в Женщину, пройдя долгий путь и долгую прелюдию. И вот, наконец, все случается!
И с этими словами злой волк бросился на Красную Шапочку и проглотил её. Хорошо, что в ту пору в лесу работали дровосеки. Они услышали шум и вбежали в дом, где сразу кинулись к волку и убили его. Освободили Красную Шапочку и бабушку. Обе были целые и невредимые.
«Злость» Волка тут весьма условна. Внутри (в брюхе) Волка Красная Шапочка соединяется с Бабушкой (Девственность трансформируется в Мудрость) и в последняя фраза сказки «Обе они были целые и невредимые» говорит не только о возрождении девочки в новом качестве, но и об обретении ЦЕЛОСТНОСТИ!
А то, что Волка убили, так это логично — Первый Сексуальный Опыт у девственницы может быть только одним-единственным. Девочки больше нет. Взамен нее произошло Рождение новой Женщины.
А что символизируют дровосеки, — спросите вы? Скорее всего, того Мужчину, который станет Повзрослевшей и помудревшей Красной Шапочке мужем, станет ее опорой и защитой. Символ Мужской Энергии. Вот кто такие дровосеки. Истинный Дровосек должен прийти в жизнь девушки в тот момент, когда она будет готова вместе со своей Мамой и Бабушкой поделиться с ним своими горячими пирожками с маслом.
Ну как-то так (выдохнула).
PS: все иллюстрации взяты с бесплатного ресурса
Источник: