Дорогие майчармельки, большинству из вас не понравился мой первый разбор сказки про Красную Шапочку, хотя по своей сути он был очень позитивным, и все образы были были обозначены в виде символов превращения девочки в женщину в здоровом варианте. Без насилия. Как женщина, пережившая в своем юном возрасте жесточайшее насилие, я сумела полностью избавиться от последствий той давней травмы и дала шанс главной героине известной сказки пережить другой, счастливый, опыт. В этом, кстати, кроется великая целебная сила литературной психотерапии. но об этом методе расскажу как-нибудь позже.
В сегодняшнем варианте разбора я опишу более распространенную версию интерпретации сказки про Красную шапочку, но буду придерживаться своих, а не чужих инсайтов. Для чего я делаю второй разбор той же самой сказки? Для того, чтобы показать как ВЫБРАННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ на событие, произведение, персонаж, меняет НАШЕ ОТНОШЕНИЕ к ним. Этим пользуются не только психологи, но и масс-медиа, формируя с помощью мифов и фейков по заданным сценариям отношение к историческому прошлому, к конкретным событиям и персонам.
Обратите внимание на то, что я буду цитировать те же самые фрагменты из оригинальной сказки, которую мы все хорошо знаем. И сегодня я буду объяснять сказку, представляя, что сказка написана для моих маленьких внуков, и эту сказку им читают их родители.
Жила-была в одной деревне девочка красоты невиданной: мать любила её без памяти, а бабушка и того больше.
Это начало сказки говорит о том, что родители, бабушки и дедушки должны безусловно любить своих детей и внуков, формируя у них с детства ощущение себя любимыми и красивыми детьми. Это очень важно, ведь именно в раннем детстве формируется психика ребенка и закладывается сценарий будущей жизни.
Меня как психолога настораживает фраза «без памяти». Любить без памяти — это маркер созависимых отношений, когда между матерью и ребенком не обрезана энергетическая пуповина. Это делает мать чрезмерно контролирующей, а ребенка — инфантильным и склонным к виктимности.
Однако в сказке маме Красной Шапочки удается эту пуповину обрезать, потому что она, оставляя здоровый и уместный для возраста дочки контроль, в целом обучает ее самостоятельности и ответственности, доверяя такое важное дело, как доставку для больной любимой бабушки пирожков.
Раз испекла мама пирожки и говорит своей дочке:
— Сходи-ка ты навести бабушку, ей нездоровится. Да отнеси ей пирожки и горшочек масла. Смотри только в лесу не останавливайся и ни с кем не разговаривай.
Это очень важный фрагмент сказки. Он говорит об ответственности родителей объяснить ребенку о потенциально возможных опасностях, о необходимости беречь свои личности границы и избегать общения с незнакомыми людьми. В наше время вопросы безопасности детей охватывают не только улицу, но и киберпространство. Девочка, как и все дети, маму услышала, но как до дела дошло, все ее советы забыла. Это говорит о том, что как бы хорошо и правильно родители не воспитывали ребенка, она все равно будет набивать свои шишки, совершать ошибки и нарабатывать свой собственный жизненный опыт.
Но именно в таких ситуациях, отправляя ребенка одного в мир, где есть злые и опасные люди, родители должны быть предельно осторожны и настойчивы в том, чтобы ребенок усвоил урок безопасности и знал, как себя вести, если ситуация все-таки выйдет из-под контроля.
Ну что ж, давайте проследим за тем, как будет развиваться сценарий, когда ребенок не усвоил этот урок безопасности, а точнее, когда мама не объяснила, как себя вести в непредсказуемой ситуации.
Идёт она по лесной тропинке и тут навстречу ей волк. Волк хотел было её съесть, да побоялся, потому что поблизости был слышен стук дровосеков. Вот он и спрашивает:
— Куда ты идёшь, Красная Шапочка?
Бедная девочка забыла, что опасно в лесу останавливаться и разговаривать с волками, и отвечает ему:
— Иду к бабушке; несу ей пирожки да горшочек масла.
Волк здесь олицетворяет собой взрослого и потенциально опасного мужчину. Это может быть преступник, маньяк, психически нездоровый человек. Сказочник намекает нам на то, что волк был голоден, а значит это персонаж в любом случае в том или ином виде собирался удовлетворить какую-то свою недобрую потребность за счет невинного ребенка.
Но на счастье девочки, забывшей все наставления мамы, опасного мужчину отвлекли звуки присутствия других людей, и волк не стал, но решил хайпануть и поймать сразу двух зайцев в свое ненасытное брюхо. Прямо серийный убийца, как это бывает и в реальной жизни.
Как психолог я вижу в персонаже волка черты опасного, расчетливого психопата, который все просчитывает и способен произвести самое благоприятное впечатление, выясняя уязвимые места потенциальной жертвы. Искренний и наивный ребенок — желанная добыча для такого психопата, но как и большинство психопатов, он создает выигрышную для него многоходовочку, усыпляя бдительность Красной Шапочки, и создавая иллюзию эмпатичной персоны («я пойду навещу бабушку»), и иллюзию сотрудничества, совместного дела, объединяющего соревнования («посмотрим, кто из нас быстрее дойдет»). Ничто не объединяет так крепко как соревнование. Впрочем, девочка не стала соревноваться, и продолжила путь неспешно в своем ритме. Это говорит об ее эмоционально гармоничном состоянии.
— Знаешь, — говорит ей волк: — пойду-ка и я навещу твою бабушку. — Я пойду этой дорогой, а ты ступай по той: посмотрим, кто из нас быстрее дойдёт.
И волк бросился изо всех сил бежать по самой короткой дороге, а девочка побрела неспеша по самой длинной. По пути она собирала букеты и напевала песенки
Хотя Красную Шапочку многие ошибочно воспринимают как типичную жертву, я склонна считать ее психологически здоровой девочкой, недостаточно осторожной в силу своего возраста, но она не повелась на волчьи провокации. И ему не осталось ничего другого, как довести свою криминальную многоходовочку до конца, используя маски и обман.
Итак, волк обманывает бабушку, совершает над ней бессмысленное насилие, и устраивает ловушку для ребенка.
Потом он запер дверь, улегся в бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку, которая через некоторое время добрела до бабушкиного домика и постучалась:
— Тук, тук.
— Кто там?
Услышав грубый голос, Красная Шапочка сперва было испугалась, но подумав, что видимо у бабушки голос осип из-за болезни, отвечала:
— Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, принесла вам пирожки да горшочек масла.
Волк крикнул как-только мог тонким голосом:
— Дёрни за верёвочку, дверь сама и откроется.
Красная Шапочка дёрнула за верёвочку, дверь открылась. Когда девочка вошла, волк закутался хорошенько в одеяло, чтоб она его не узнала, и говорит:
— Положи куда-нибудь пирожок да горшочек масла, и иди приляг со мною, отдохни с дороги.
Ребенка обмануть легко, потому что счастливые и любимые родителями дети с одной стороны становятся психологически здоровыми людьми, с другой, у них есть уязвимая черта, этакая ахиллесова пята — безусловное доверие к миру. Этим и пользуются психопаты, выбирая себе в жертвы самые чистые души.
Красная Шапочка прилегла рядом и спрашивает:
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие руки?
— Это, внучка, чтобы покрепче тебя обнимать.
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие уши?
— Это, внучка, чтобы получше тебя слышать.
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?
— Это, внучка, чтобы получше тебя видеть.
— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?
— А это, чтобы тебя съесть!
Судя по всему девочка давно не видела бабушку, но как бы волк не маскировался, девочка понимает, что что-то не так, и она пытается нормально, по-человечески, разобраться в этом. Волк как настоящий психопат играет с девочкой как кошка с мышкой. И за мгновение до того, как Красная Шапочка разоблачит его ложь (все неизбежно идет к этому), волк сбрасывает все свои маски и обнаруживает истинную личину опасного Хищника.
И с этими словами злой волк бросился на Красную Шапочку и проглотил её. Хорошо, что в ту пору в лесу работали дровосеки. Они услышали шум и вбежали в дом, где сразу кинулись к волку и убили его. Освободили Красную Шапочку и бабушку. Обе были целые и невредимые.
К счастью, окружающие люди, которых сказочник представляет как активных дровосеков, вовремя обнаруживают, что в доме бабушки происходит преступление, и они обезоруживают психопата, спасая в последний момент и Красную Шапочку, и ее бабушку. Обе стали жертвами психопата случайно, а не потому что «притянули» злодея. Злодей выбрал их, потому что только психопаты получают садистическое наслаждение, разрушая в прямом и переносном смысле жизни окружающих, и особую извращенную радость такие деструктивные люди получают, разрушая жизнь эмпатичных и добрых людей.
В такой интерпретации сказка в любые века и времена учит родителей до того, как отправить ребенка в самостоятельную жизнь, убеждаться в том, что ребенок усвоил правила безопасности. А самих детей сказка учит беречь и защищать свои личные границы, не вступать в разговоры с незнакомыми людьми, которые могут прикинуться безобидными и милыми, и прислушиваться к разумным советам любящих и заботливых родителей.
Источник: