Большинство йога-страничек нашего журнала так или иначе посвящены различным асанам. Так уж вышло, что для западного человека позы йоги, т.е. наиболее физическая ее ступень, оказалась ближе и понятнее, находит отклик и интерес к себе. Однако мы не раз подчеркивали, что йога – это столько корректное отстраивание в пространстве своего тела в ту или иную асану, сколько преобразование вслед за физической трансформацией своих мыслей, поведения, отношения к внешнему миру.
Йога – это не просто тренировка по фитнесу, не только стретчинг, который позволяет стать нам гибче и растянутей. Йога – это стиль жизни, мощный инструмент самосовершенствования не только в физическом, но и духовном плане, могущественный рычаг, способный сделать любого из нас по-настоящему здоровым и счастливым, найти свое истинное предназначение и даже открыть паранормальные способности в себе.
Однако, чтобы прийти ко всем этим бонусам йоги, нужно быть последовательным в своем развитии. В помощь всем тем практикам, которые хотят от древней индийской философии больше, чем просто физической растяжки и гибкости, можно посоветовать изучить йога-сутры. Речь идет о 8 ступенях йоги: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Сформулировал их еще во II веке до н. э. индийский мудрец и философ Патанджали. Прошли века, но его трактат «Йога-сутры», в котором Патанджали как раз и зафиксировал 8 ступеней йоги, систематизировав все знания о йоге на тот момент, до сих пор считается базой и классикой йоги. Давайте же скорее познакомимся со всеми восьмью ступенями.
Содержание
1. ЯМА
В переводе с санскрита «яма» означает «смерть». В данном контексте имеется в виду смерть собственного ЭГО, уважение к другим и самоконтроль. Для прохождения первой ступени йоги необходимо безоговорочно принять следующие принципы:
— ненасилия (Ахимса);
— правдивости в своих высказываниях (Сатья);
— отказа от воровства в физическом и интеллектуальном смысле (Астея);
— умеренности в потребностях (Апариграха);
— самоконтроля над своими желаниями (Брахмачарья).
Как видите, Яма во многом созвучна библейским заповедям. Считается, что соблюдение всех принципов Яма экономит уйму жизненной энергии. О том, что вы успешно прошли первую ступень йоги, Вам подскажет укрепившееся здоровье и появление избытка жизненных сил.
2. НИЯМА
В переводе с санскрита «нияма» означает «правило, обет». Как и Яма, Нияма включает в себя 5 принципов:
— Шауча – чистота помыслов, речи и внешнего вида;
— Сантоша – удовлетворенность;
— Тапас – самодисциплина;
— Свадхъяя – самопознание;
— Ишвара-пранидхана – следование своему Пути и посвящение жизни Богу.
3. АСАНА
В переводе с санскрита «асана» означает «поза, положение». Патанджали под асаной подразумевал не всю Хатха йогу с ее множеством положений тела в пространстве, а именно медитативную позу Падмасану. Но в данном случае не все так просто. Ведь согласно Йога-сутрам медитативная поза должна быть удобной. А вот, чтобы Падмасана стала удобной, придется попрактиковать много других асан йоги, чтобы укрепить мышечные группы, убрать блоки и зажимы с различных участков своего тела.
4. ПРАНАЯМА
С санскрита «прана» переводится как «энергия», «яма» – «контроль». В данном случае пранаяма – это контроль за энергией через дыхание. Йоги считают, что, чем глубже и медленнее дыхание, тем спокойнее ум. Пранаяма – это мощная практика, она включает сочетания из различных типов дыхания. Считается, что осваивать Пранаяму лучше без самодеятельности, а под наставничеством опытного гуру. В этом случае практики будут наиболее эффективны и не навредят вашему здоровью.
5. ПРАТЬЯХАРА
С санскрита «Пратьяхара» переводится как «отвлечение от внешних влияний». Данная ступень йоги считается переходной от внешних практик (физических) к внутренним (духовным, ментальным). На данном этапе практикующий учится контролю над своими чувствами. Умение оставаться сторонним наблюдателем за внешними процессами, не вовлекаясь при этом в них, не реагировать на эмоциональные раздражители, крайне важное для перехода на следующие ступени йоги.
6. ДХАРАНА
С санскрита «дхарана» переводится как «концентрация ума». У обычного человека ум живет своей жизнью, постоянно ищет себе работу, утомляя нас бесконечной скачкой мыслей. Дхарана учит расслаблению ума и концентрации его работы на чем-то одном – звуке, образе, дыхании, пламени и т.п. Признаком того, что вы освоили Дхарану, будет объективное восприятие реальности, видение вещей такими, какими они есть на самом деле.
7. ДХЬЯНА
В переводе с санскрита «дхьяна» означает «созерцание, медитация». Обычному человеку, поверхностно знакомому с йогой, сложно понять разницу между дхараной и дхьяной. Даже сами слова созвучны. Однако дхьяна более высокая ступень йоги, на которой вам не нужен объект для концентрации ума.
8. САМАДХИ
В санскрите «самадхи» – это «целостность, собранность». У Патанджали – это высшая ступень йоги, состояние просветления, постижения Истины. Индивидуальное сознание растворяется во Вселенной, время, пространство, биологические рамки тела теряют свое значение. Самадхи нельзя достичь желанием или усилием воли. Только последовательно пройдя все семь предыдущих ступеней йоги, приходит целостность.
Многим людям последние ступени йоги кажутся чем-то из области фантастики. Однако, практиков, которые успешно движутся по описанному выше восьмиступенчатому пути йоги не так мало, и будьте уверенны, что вы в их числе! Попробуйте! Ведь цель – обрести кристально чистое и свободное от волнений и тревог сознание – весьма похвальная с стоящая усилий цель.
Источник: