Топи и болота у всех народов мира считаются гиблыми местами, к которым лучше не приближаться. В старину верили, что там обитает разнообразная нечисть, жаждущая заманить неосторожного путника в трясину. Особенно интересные поверья на эту тему бытуют на севере России.
Болотники
Этот дух выглядит как толстый старик с голым животом. У него выпученные глаза, большой безобразный рот и длинная седая борода. А если приглядеться, то видно, что у него вместо конечностей – лягушачьи лапы. Питается это существо мхом и гнилушками. Комары и прочий вьющийся над болотом гнус у него в подчинении и могут наброситься на того, кого им укажет хозяин.
Если на поверхности болота появляются пузыри, значит, болотник дремлет. Просыпается он только после захода солнца.
Старик сидит в болоте, высунув наружу спину, которую многие принимают за кочку. Но стоит кому-то на нее ступить, как «опора» уходит из-под ног, и несчастный проваливается в трясину. Он барахтается, пытаясь выбраться наружу, а меж тем болотник тянет его за ноги на дно.
Болотник – мастак морочить людей. Еще одна его ловушка – так называемая чаруса. Посреди сухостоя виднеется полянка с зелеными растениями и яркими цветами. Не подозревая подвоха, путник направляется туда – и проваливается в топкую жижу, которая скрывается под «поляной».
В стародавние времена ходили слухи, что болотник может являться людям в виде благообразного старца-отшельника в веригах. Попадался он и рыбакам, и грибникам, и охотникам, промышляющим поодиночке – в лесу или возле воды. И, как правило, заводил с ними душеспасительные беседы, например, на тему людских грехов. Однако же ни разу при этом, по словам очевидцев, не поминал имени Божьего. И напоследок приглашал в свой скит. По пути туда старец и его «гость» обычно долго плутали, шагая то кривыми тропам, то через непролазную чащобу. Наконец выходили на поляну, посреди которой стоял деревянный сруб. Тут морок спадал, и человек видел, что поляна со всех сторон окружена болотом, а вместо старика перед ним стоит чудище. Да еще болотный монстр начинал дико хохотать над своей жертвой. Немногим удавалось выбраться из этого места, и именно от них люди узнавали о дьявольских играх болотника.
Болотницы
На Урале зовут их болотными ведьмами, а в Заволжье – русальницами. Говорят, что в этих духов превращаются молодые утопленницы, особенно незамужние девицы и детоубийцы, которые свели счеты с жизнью, бросившись в трясину.
Другая категория болотниц – это те, кто при жизни слыли колдуньями, занимавшимися так называемой болотной магией. В таких ритуалах используются болотная вода, тина и мох, жабы и лягушки – одним словом, все, что водится в болоте.
Но, в отличие от русалок, у болотниц нет никаких хвостов или жабр. На первый взгляд они внешне неотличимы от обычных женщин. Это настоящие красотки с тонким станом, длинными русыми волосами и голубыми глазами. Но людям русальницы показываются, как правило, сидящими с поджатыми под себя ногами. Ведь вместо конечностей у них, как и у болотников, лягушачьи лапы.
Болотницы тоже мастерицы наводить морок. Порой они заводят красивую протяжную песню. Услышав ее, бродящий поблизости человек как завороженный идет на звук. Выходит на живописную поляну и видит сидящую там незнакомку с печальными глазами.
Как свидетельствовали наши предки, порой болотница принимала вид горько плачущей девушки, которая якобы заблудилась в лесу. Или даже птицы, животного… Но как только человек оказывался в ее власти, ведьма сразу превращалась в жуткое существо с широким лягушачьим ртом, полным мелких острых зубов. По поверью, если жертва не отводила глаз, ей суждено было превратиться в болотную корягу.
Экзотические духи
У коренных народов Сибири и Зауралья существует целый пантеон болотных духов. Например, коечух, который якобы водится в бассейне Подкаменной Тунгуски. Согласно легендам, он способен превращаться в водяную змею. Змея кусает жертву, та засыпает, и коечух уносит ее в свое логово, расположенное под корягами гнилых деревьев. Человек погибает, а душа его навсегда остается в услужении у коечуха.
Бункушка – одноглазое чудище, покрытое рыбьей чешуей. Поверья гласили, что оно питается кровью утонувших в трясине и насылает на местное население «черный мор» — чуму. Считалось, что просыпается бункушка поздней весной, когда сходит лед, и начинает охоту на тех, кто оказался близко к болоту.
Камчатский фольклор повествует о меречи. Людям эта нечисть обычно показывается в облике шамана, одетого в серые лохмотья. «Вычислить» его можно по распространяющемуся вокруг запаху тухлой рыбы и светящейся одежде.
Меречь охотится в первую очередь за местными шаманами, так как они дают ей силу. Она старается отвести им глаза и затянуть в топь.
Средства защиты
За века сосуществования с болотными духами местное население выработало «систему защиты» от них. Так, у староверов было принято, отправляясь в болотистые места, класть в правый карман горсть земли от порога своего дома – чтобы вернуться живыми и невредимыми. Спасались от болотной нечисти также крестом и молитвой. Кроме того, очень действенным средством считалась фраза «Чур меня!», по поверью, призывавшая на помощь души умерших предков. Побежденная тварь исчезала или с гиком проваливалась в трясину…
В наши дни вроде бы следует позабыть о древних суевериях. Но все же рекомендуется, идя в такие места, захватить с собой какой-нибудь металлический предмет. Стихия металла связана с землей, и такой «амулет» поможет удержаться на поверхности, не провалиться в топь…
Источник: