Самым мистическим временем считались Святки, т.е. время между сочельником и Крещением. Все это время на Руси пытались заглянуть в свое будущее. Выделяли и особые дни, когда гадания были самыми верными: ночь накануне Рождества, новогодняя ночь по старому стилю (с 13 на 14) и Крещение.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Содержание
Почему гадали именно на Святки
В эти две недели пытались узнать свое будущее не только девушки, волновавшиеся о будущем замужестве, но и парни – на невест. Иногда они интересовались, заберут ли их в солдаты.
Старшее поколение интересовало, будет ли год урожайным, вырастет ли рожь или лен, будут они голодать, или же год обещает быть сытным. Пытались узнать, кто из семьи умрет в следующем году. Для этого готовили кашу на меду с изюмом, клали в нее ложки (углубление вверх). Миску с кашей нужно было накрыть пирогом или хлебом круглой формы и скатертью. Если ложка одного из членов семьи перевернулась, то ее владелец должен был скоро умереть. Также в ложки наливали воду и оставляли ее на морозе. Если вода в ложке замерзла ямкой, то гадание предсказывало ее хозяину смерть, если был виден бугорок или пузырьки – долголетие.
Гадали не только в зимние Святки, были еще зеленые, во время Троицы. Почему выбрали именно это время? Летом ориентировались на летнее солнцестояние, в холодное время года – на зимнее солнцестояние. Это время считалось пограничным, т.к. после зимнего солнцестояния увеличивался день. В народе верили, что в этот период стирается граница между нашим и потусторонним миром. Его обитатели, в том числе и духи предков, могли поделиться важной информацией. Чтобы ее получить, люди гадали.
Были и гадания-развлечения. Например, раньше девушки должны были выйти в полночь на перекресток и спросить у первого встречного его имя, так будут звать ее жениха. Парни знали про это гадание, и приходили к перекрестку, называли девушкам самые смешные и необычные имена.
Но некоторые гадания считались серьезными, например, в бане с зеркалами. Так гадать осмеливались немногие, т.к. прекрасно понимали, что образ суженого принимает нечистый дух. Чтобы увидеть жениха, девушка ставила одно зеркало напротив другого, зажигала 2 свечи. После этого, очертив себя лучиной, глядела в одно из зеркал. Сначала там должен был показаться туман, потом через плечо девушки в зеркало смотрелся ее суженый. В этот миг нужно было успеть сказать: «Чур меня, полно». Запрещалось оглядываться назад во время гадания, т.к. иначе семью ждало несчастье.
Мнение священников однозначно: гадание – это грех. Человек, чтобы узнать свое будущее, налаживает связь с дьяволом или его помощниками – злыми духами. Они, желая погубить человека, обманывают его, показывают ему то, что выгодно им, а люди воспринимают это гадание всерьез, из-за чего могут попасть в беду. Да и смысла гадать нет хотя бы потому, что каждый человек свободен, будущее в какой-то мере зависит и от него, от того, какой он сделает выбор.
Гадание – общение с нечистью
Современные девушки об этом не думают, но раньше люди прекрасно понимали, с кем им приходится общаться, чтобы узнать свое будущее.
Именно поэтому для гаданий выбирали места, где, согласно легендам, обитали лешие, черти, водяные: на перекрестках дорог, в банях, в хлеву, около печи.
Когда-то бани располагали вдали от домов, чтобы защитить их от пожара. Люди верили, что это чужое, не домашнее пространство, в котором селилась нечисть. Если избу защищали иконы или святые лики, то у бани подобного оберега не было, это было лучшее место для общения с потусторонним. Девушки могли собираться около бани и выставить в дверь свою заднюю часть. Если кто-то потрогает ее голой рукой, жених будет бедным, мохнатой варежкой – богатый. Подходящими для гадания считались и все пограничные зоны, т.е. у окна, у забора, возле порога, у ворот.
Собираясь гадать, девушки снимали крестики и пояса, а также распускали волосы. Пояс всегда был оберегом, как и крестик. Часто они оставались в одних рубашках. Но, чтобы как-то защитить себя от нечистой силы мелом, огарком свечи или же кочергой очерчивали круг вокруг себя. Это был солярный знак, который должен был оберегать от нечистой силы.
Перед ритуалом нельзя было креститься, если гадали в избе, иконы поворачивали к стене. Люди прекрасно понимали, что подвергают себя опасности, т.к. нечистая сила могла навредить и утащить «на тот свет». Поэтому было запрещено во время гадания смеяться, говорить, оглядываться, обязательно чертился защитный круг, а в конце ворожбы человек должен был перекреститься или же произнести «чур меня». Из-за того, что нечистые духи являются ночью, гадали после захода солнца. Считалось, что праздничная служба в церкви прогоняет нечисть, поэтому старались узнать свою судьбу до церковных праздников.
Разгул нечисти во время Святок
Когда-то на Руси была языческая традиция – отмечать дни солнцеворота. Проводились специальные обряды, люди радовались тому, что день стал длиннее. Считалось, что в это время стирается граница между мирами, из-за чего покойники и духи свободно гуляют среди живых.
Так как мир находился в переходном состоянии, то и люди считали себя свободными от запретов, могли от души повеселиться. Были распространены ритуалы бесчинства. Чаще всего хулиганила молодежь. Они могли залить порог водой, из-за чего дверь не открывалась, выход из дома становился скользким, или же дверь подпирали снаружи. Иногда по двору разбрасывали дрова, закидывали инструменты на крышу, осыпали двор золой, мазали ворота сажей. Могли вытоптать дорожку от дома парня к девушке, как бы выставляя напоказ отношения. Чаще всего доставалось тем, кого недолюбливали или же тем, кто отказался угощать колядующих.
В Костромской области парни лицо мазали сажей, выворачивали тулуп мехом наружу, надевали шапки-ушанки и ходили по улицам, пугая девушек и прохожих. Они изображали кулешменцев. Существовало поверье, что во время Святок кулешменцы выходят из воды и принимают облик людей, например, бабы с ребенком. Они могли ходить по домам, но до того, как наступит Крещение, духи должны убежать и прыгнуть в водоем, т.к. они боятся освященной воды.
Это не единственная нечисть, беспокоившая людей в это время. Если первая неделя после Рождества называлась «святыми вечерами», то 2 – «страшными вечерами». Вторую неделю Святок называли и «бесовской», «поганой», т.к. верили, что Господь, радуясь рождению Сына, выпустил из ада и рая все души. Считалось, что в эти дни усиливалась связь с загробным миром, поэтому люди старались не выходить из дома.
Люди верили в существование самой разной нечисти:
1. Лихоманка. Худое и слепое существо, несущее болезни. Чтобы избавиться от нее, на заре мыли пол, добавив в воду соль и золу.
2. Святочница. Немытое волосатое существо, которое любило устраивать пляски. Если оно поймает человека, может убить своими длинными когтями. Она очень любит украшения, чтобы спастись от этой нечисти, достаточно бросить в нее бусами.
3. Кикимора. Любит путать и опрокидывать нитки. Кикиморы — тоненькие, худосочные старухи в перьях, в рваной одежде, ободранные и всклокоченные.
4. Оборотень. Они являлись к людям в виде домашнего животного или человека. Если девушка забудет перекреститься и выйдет на улицу, может встретить там парня. Она сразу же в него влюбится, поцелует, и после этого сойдет с ума.
В эти дни наши предки старались не пускать в дом посторонних людей. Чтобы сохранить семейное счастье, не подметали полы, не шили наряды, не пробовали пищу во время готовки. Каждый вечер на двери и окнах изб чертили кресты горячей свечой, гвоздем, ножом или кочергой.
Существование нечисти – вопрос спорный, многое зависит от мировоззрения конкретного человека. Но наши предки в ее существовании не сомневались, более того, как умели, защищались от воздействия темных сил. Современному человеку, наверное, покажется дикостью обычай чертить кресты на дверях. Но стоит помнить, что настало не самое простое время, старайтесь беречь себя от соблазнов.
Источник: